Делинквентное поведение: причины и пути решения проблемы

Многие специалисты сходятся во мнении, что делинквентное поведение значительной части населения является следствием различных причин: утраты традиционных духовных и культурных ценностей, неблагополучной экономической обстановки, бесконтрольной миграции населения, массированной рекламы насилия, порнографии, роскоши, низкого уровня развития отдельно взятой личности. Некоторые правонарушители находят убедительные оправдания своих поступков.

    Определение делинквентности в психологии

    Слово «делинквентный» образовано от латинского delictum (проступок) и английского delinquency (правонарушение). Такое поведение индивидуума нарушает этические, моральные и правовые нормы, нанося ощутимый ущерб отдельной личности или всему обществу, и является отклоняющимся от стереотипов в социуме.

    Правонарушение – это стремление лица удовлетворить (или проявить) противоправным (противозаконным) способом свои интересы, эмоции. Основные причины, по которым человек совершает правонарушение или преступление:

    • низкий уровень материальной жизни населения;
    • кризис морали;
    • низкий уровень правовой культуры граждан;
    • алкоголизм и наркомания;
    • несовершенство законодательства;
    • недостаточно эффективная работа правоохранительных органов.

    Другой вид называется — девиантным (лат. deviatio — «отклонение»). Такое поведение выражается в основном в поступках, направленных против самого индивида, не наносящих большого вреда окружающим, и характеризуется злоупотреблением алкоголем, курением, несоблюдением норм морали и правил поведения в общественных местах. Делинквентное носит криминальный характер. Такой человек становится субъектом преступления, совершает противоправные действия, рассматриваемые следственными и судебными органами.

    Делинквентное поведение изучается социологией, психологией, педагогикой и криминалистикой. Каждая из этих наук вырабатывает собственные методы коррекции антиобщественных поступков индивида, исходя из его особенностей, сформированных под влиянием воспитания со стороны семьи, общества и жизненных обстоятельств.

    Причины формирования

    Причины формирования делинквентного поведения у людей разного возраста могут иметь объективный и субъективный характер.

    К первым относятся не зависящие от личности обстоятельства: резкие социальные перемены, когда все общество переживает кризисные скачки в различных сферах жизни. В такие исторические периоды происходит обезличивание социокультурного пространства, в результате чего исчезают или деформируются старые представления о морали и нормах сосуществования, а новые еще не сформированы и могут противоречить предыдущим. Обостряется конфронтация «отцов и детей», меняются представления о допустимости тех или иных способов достижения личного экономического благополучия, увеличивается стремление к получению все более изощренных удовольствий.

    Причины отклоняющегося поведения субъективного характера кроются в особенностях строения индивидуального сознания, когда личность не имеет нравственных средств для противостояния внешним асоциальным воздействиям — о совести, чести, о том, что такое хороший или плохой поступок. Велика доля делинквентов среди выпускников детских домов и интернатов, когда они попадают в общество, о реалиях существования в котором имеют только теоретические знания. Часто они становятся членами криминальных группировок, стремясь разрешить свои проблемы жизнеустройства неправомерными методами, отомстить виновным в их положении.

    К таким мерам прибегают и люди с психическими проблемами и отклонениями в умственном развитии, поскольку они внушаемы, легко поддаются угрозам или уговорам совершить преступление. Такой человек не осознает противоправного характера совершаемых им поступков, стремится к обещанным вознаграждениям. Делинквентность детей и подростков может быть результатом дисгармонии семейных отношений, когда в асоциальных семьях отсутствует или искажается информация о морали и нравственности.

    Характер преступности несовершеннолетних определяется психологическими и педагогическими ошибками в их воспитании дома, в детском саду, школе. Они негативно сказываются на формировании личностной самооценки, социального самочувствия, самопроявления. Даже благополучные семьи могут иметь низкий уровень знаний о том, как противостоять негативному влиянию среды на ребенка. Чрезмерная свобода, бесконтрольность со стороны взрослых, возрастная неустойчивость психики, желание проявить себя и утвердиться в среде сверстников, неумение просчитывать результаты своих действий, стремление к «взрослой жизни» и получению острых ощущений толкают детей на необдуманные поступки. В подростковой среде нередко встречаются игромания, занятие проституцией, употребление алкоголя, участие в распространении наркотиков и порнографии.

    Намеренная изоляция ребенка от сверстников и внешней жизни приводит к проблемному поведению, при котором он уходит из дому, начинает опасные эксперименты с психотропными веществами, алкоголем, примыкает к криминальной среде. Такие дети не имеют навыков противостояния негативному влиянию со стороны делинквентов, легко поддаются уговорам и могут сознательно стремиться к противоправной жизни.

    Причины девиаций у взрослых — это желание достичь своих материальных или эмоциональных интересов противозаконным способом. Поводами к нарушению закона могут быть как низкий уровень морали (организация притона), так и трагические обстоятельства. Например, нищета может толкнуть законопослушного гражданина на воровство, грабеж, если он не находит других способов найти средства на лечение ребенка.

    Алкоголизм и наркомания представляют собой общественно опасные явления, поскольку ведут к психической и физической деградации личности, сопровождающейся агрессивностью, озлобленностью, растормаживанием низменных инстинктов. Состояние опьянения может толкнуть человека к немотивированным уголовно наказуемым действиям против сограждан.

    Среди других причин делинквентного поведения взрослых социологи называют низкий уровень правовой культуры населения, несовершенство законодательной и правоохранительной систем.

    Виды делинквентного поведения

    Административные правонарушения могут совершаться как сознательно, так и под влиянием сложившихся обстоятельств. Они влекут за собой взыскание — штраф, порицание, общественные работы. Наиболее часто встречаются:

    • нарушения правил дорожного движения;
    • нецензурная брань, оскорбления в адрес граждан, домогательство;
    • распитие спиртного в общественных местах, спаивание несовершеннолетнего лица;
    • проституция, распространение порнографии;
    • бродяжничество и попрошайничество.

    Дисциплинарный проступок — это неисполнение работником трудовых обязанностей:

    1. 1. Опоздание или преждевременный уход с места.
    2. 2. Прогул.
    3. 3. Нарушение правил внутреннего распорядка предприятия.
    4. 4. Пренебрежение условиями охраны труда.
    5. 5. Распитие спиртных напитков в рабочее время или появление в нетрезвом виде.
    6. 6. Халатное отношение к служебным обязанностям, повлекшее за собой неблагоприятные последствия для коллег или начальства.

    Дисциплинарный проступок наказуем замечанием, выговором в устной или письменной форме, лишением премии, понижением в должности, увольнением.

    Преступление — самый опасный вид делинквентного поведения. Примеры уголовно наказуемых правонарушений многочисленны: терроризм, убийства, кражи, вандализм, распространение наркотиков, изнасилование, мошенничество, побои и другие. Статья 20 Уголовного Кодекса РФ определяет, за что ответственность может наступить уже с 14 лет: убийство, теракт, хищение, вымогательство, хулиганство, повлекшее тяжкие последствия, угон автомобиля и пр.

    Профилактика преступности среди детей и подростков

    Проявления отклоняющегося поведения несовершеннолетнего должны стать объектом пристального внимания со стороны психолога, социального педагога, воспитателя, учителя, родителей. Предметами изучения с целью построения программы профилактики его делинквентности должны стать:

    • состояние психического и физического здоровья;
    • условия жизни, развития и воспитания в семье, детском саду, школе, их соответствие возрастным требованиям;
    • особенности поведения в различных жизненных ситуациях.

    В процессе исследования выявляются положительные и негативные факторы, влияющие на психологическое и социальное самочувствие ребенка, его личностные качества, потребности, уровень сформированности значимых морально-этических представлений. При необходимости привлекаются сотрудники правоохранительных органов, социальной службы, медицинские работники.

    Главная задача такого исследования — выявление ведущих ее свойств и выбор наиболее эффективных направлений и методов профилактической работы:

    • оптимизация семейных отношений, устранение факторов, негативно влияющих на несовершеннолетнего (беседы с родственниками, консультации и консилиумы, помощь в организации бытовых условий);
    • психолого-педагогическая работа с социальной средой по месту жительства и обучения подопечного (ослабление отрицательного влияния со стороны сверстников, взрослых, помощь в установлении положительных контактов, моральная поддержка, привлечение к общественно одобряемой деятельности);
    • организация процесса самовоспитания ребенка, его активной позиции, совместный с ним поиск внутренних резервов личности с целью преодоления недостатков и вредных привычек, пробуждения гуманных чувств (психологические консультации, тренинги, нравственные упражнения, правовое просвещение, развитие познавательной активности и интересов).

    Результатом правильно организованной профилактической работы должны стать оптимистический взгляд человека на себя, его определение собственных достоинств и недостатков, отказ от асоциального поведения, умение правильно воспринимать свои и чужие поступки, потребности, возможности, вовремя обратиться к взрослым за помощью в трудных ситуациях, стремление стать полезным.

    Она строится исключительно на доверии между ее субъектами, адекватной требовательности и уважении к личности несовершеннолетнего, правильном выборе приемов воспитания.

    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
    Загрузка...
    Аватар
    Лаврова Ирина Александровна/ автор статьи

    Эксперт медицинского ресурса: EtaMedicina.ru
    Профессиональный медицинский стаж: 15 лет

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Информационный ресурс о заболеваниях, причинах, диагностике и методах лечения