Синдром Аспергера: симптомы и признаки заболевания, диагностика и лечение недуга

Синдром Аспергера — расстройство аутистического спектра, которое возникает у детей. Это заболевание имеет продолжение и во взрослой жизни. Такие больные отличаются замкнутостью в отношении сверстников, не терпят тактильного и зрительного контакта. С возрастом признаки заболевания отличаются меньшей выраженностью, чем в детстве.

Эффективного метода полного излечения от данного недуга не существует. Но с целью сглаживания симптомов рекомендуется осуществлять медикаментозную и социальную терапию.

    Синдром Аспергера: описание заболевания

    Синдром Аспергера — болезнь, которая относится к расстройствам аутистического спектра. В отличие от аутизма, этот недуг характеризуется присутствием речевых и когнитивных (умственных функций) нарушений. Если говорить простыми словами, то дети с синдромом Аспергера испытывают проблемы в общении, установлении и поддержании контактов с окружающими людьми и родственниками. Они склонны к однотипному поведению, имеют заторможенную моторику, стереотипную речь, узконаправленные, но глубокие интересы.

    Точной причины развития и возникновения данной патологии не установлено. Вероятными факторами этого недуга являются отягощенная наследственность, мужской пол, инфекционные заболевания, перенесенные в период беременности, интоксикация плода во время первого триместра. Некоторые ученые причиной заболевания называют также прививки, вакцины и комплексные вакцины, которые разрушают иммунную систему организма малыша.

    Кроме этого, к причинам развития заболевания относят вещества, которые находятся в пище, употребляемой ребенком. Они влияют на функции головного мозга. На возникновение недуга оказывают влияние и гормональные нарушения в организме.

    Основные клинические проявления в младшем возрасте

    Симптомы синдрома Аспергера

    При синдроме Аспергера происходит изменение ядра личности. Интересы и хобби ребенка не такие разнообразные, как у здорового, характеризуются узкой направленностью. Признаком заболевания является также то, что происходят изменения речевой функции и поведения.

    Интеллект таких пациентов не страдает. Ребенок с данным недугом имеет средний уровень развития, в некоторых случаях выше среднего. Словарный запас соответствует возрасту. Телесных патологий не наблюдается.

    Определить наличие синдрома можно в младенческом возрасте. Первые симптомы этого недуга начинают проявляться у ребенка с 2-3 лет. Степень их выраженности различная: от легкой до тяжелой.

    К прочтению:  Гипертензионный синдром у взрослых и детей: симптомы и лечение

    У таких детей отмечается полярность настроения, то есть резкие его перепады. Они очень чувствительны к звуковым воздействиям. В питании крайне избирательны. Родители часто жалуются на высокую активность и подвижность. Отмечаются нарушения сна и трудности с засыпанием.

    Такие дети тяжело переживают расставание с родителями, даже на небольшое время. Адаптация к новому окружению (социальная адаптация) у них происходит медленнее, чем у здоровых сверстников. Ребенок замкнут, не стремится к общению и взаимодействию со своим окружением, не завязывает дружеских отношений со сверстниками. В качестве собеседника пациенты, страдающие синдромом Аспергера, выбирают взрослых или детей, которые старше по возрасту. Совместные игры и взаимодействие со сверстниками в большинстве случаев заканчивается конфликтом. Они стремятся везде и во всем устанавливать свои правила, потому что не могут действовать по чужим установкам. Следствием этого является изоляция человека от коллектива.

    У пациентов отмечается уязвимость к различным заболеваниям и инфекциям. Это связано с трудностями адаптации в детском саду. В результате частых и длительных болезней происходит еще большее ограничение ребенка от коллектива.

    Ближе к школьному возрасту степень выраженности симптомов этого недуга усиливается. У детей отмечается отсутствие способности к сопереживанию. Они нечувствительны к проблемам других людей. Свое эмоциональное состояние им выражать сложно. Речь, жестикуляция и мимика развиты слабо. Именно поэтому таких детей считают бесчувственными. Их поведение нельзя предугадать. Некоторые больные не переносят прикосновений. Во время общения они избегают зрительного контакта.

    Такие дети правдивы. Слова и выражения у них часто носят оскорбительный характер, но это происходит неосознанно. Они просто не могут очертить границы дозволенного. Больные смущаются, если им делают замечания и порицания.

    Пациенты с синдромом Аспергера могут очень долго и подробно рассказывать о предмете, который их интересует, но они не отслеживают реакцию собеседника при общении. В большинстве случаев они могут начать разговор первыми и поддержать разговор, который выходит за рамки их интересов и любимых дел.

    У детей наблюдаются навязчивые страхи и фобии (боязнь дождя, ветра и др.), которые отличаются от таковых у здоровых детей. В опасных и экстренных ситуациях у них отсутствует инстинкт самосохранения.

    К прочтению:  Групповая психотерапия: описание направления и методы проведения

    Особенности клинических проявлений у взрослых

    Симптомы синдрома Аспергера, которые проявляются у взрослых людей, имеет небольшие отличия. Такой человек обладает высоким уровнем умственных способностей. Вместе с тем, у пациентов отмечается нарушение социальной адаптации..

    Другие симптомы расстройства проявляются в том, что люди с синдромом Аспергера:

    • с трудом осуществляют общение;
    • любят выполнять однообразную монотонную работу;
    • не различают лживые и правдивые высказывания;
    • мыслят только конкретно, у них отмечаются нарушения абстрактного мышления;
    • боятся перемен. Любое изменение привычного распорядка дня, положения вещей может приводить к неадекватным негативным реакциям.

    Диагностика

    Диагноз «синдром Аспергера» устанавливается только врачом-психиатром. Некоторые его черты могут определить родители, а также преподаватели и воспитатели. Для установления патологии используется анкетирование детей, сбор анамнеза со слов родителей.

    Диагностика осуществляется по критериям, которые определила Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ ). Они делятся на три группы:

    • социальные трудности;
    • поведенческие нарушения;
    • вторичные критерии.

    К социальным трудностям относится невозможность установить визуальный контакт с собеседником. Такой человек не выражает свои эмоции при помощи жестов. Происходит нарушение общепринятых установок, норм и правил поведения. Они никогда не сочувствуют другим людям.

    Ко второй группе критериев относится сосредоточенность на одном и том же предмете или интересе. Отмечается выработка ритуальных действий. Такие дети выполняют стереотипные (повторяющиеся) движения.

    Вторичные критерии имеют значимость, если обнаруживаются проявления из первых двух групп. К ним относится утрата навыков самообслуживания и отсутствие интереса к окружающему миру. Также отмечается эмоциональная обедненность речи.

    Психологическое исследование синдрома Аспергера можно проводить на основе тестов. Наиболее распространенными являются такие тесты, как: ASSQ и Aspie-Quiz. Опросник ASSQ направлен на выявление аутичных черт у детей от 6 до 16 лет. В зависимости от количества полученных баллов психологу можно определить, склонен ли ребенок к данному синдрому или нет. Aspie-Quiz предназначена для выявления аутичных черт и когнитивных особенностей у взрослых людей. Для детей и взрослых применяется тест Tas-20 — он определяет степень эмоционального обеднения личности человека. После принятия решения психологом отправляется запрос врачу-психиатру для дальнейшей постановки диагноза.

    Лечение

    Лечение этого недуга осуществляется двумя способами: медикаментозная терапия и социальная реабилитация. Медикаментозное лечение назначает врач-психиатр в виде симптоматической терапии. Он прописывает нейролептические препараты (Аминазин, Тизерцин, Клопиксол, Сероквель, Мажептил), антидепрессанты и снотворные лекарства (Персен, Гипноген) в зависимости от симптомов..

    Социальную реабилитацию осуществляют психологи и социальные работники. Некоторым детям показана помощь логопеда с целью исправления речевых нарушений. Психологи проводят коррекционные занятия с детьми, а также осуществляют психологическую поддержку родителей. Полностью избавиться и преодолеть имеющиеся нарушения в развитии у таких пациентов не удается на протяжении всей жизни.

    Благодаря комплексному лечению происходит сглаживание симптомов. С возрастом выраженность проявлений данного заболевания снижается. Чем грамотнее психолого-педагогическая поддержка и сопровождение, тем лучше у таких людей происходит адаптация в социуме.

    К прочтению:  Алгоритм оказания первой помощи при эпилепсии

    Фото Array

    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
    Загрузка...
    Лаврова Ирина Александровна/ автор статьи

    Эксперт медицинского ресурса: EtaMedicina.ru
    Профессиональный медицинский стаж: 15 лет

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Информационный ресурс о заболеваниях, причинах, диагностике и методах лечения