Дебилизм: причины заболевания и его клинические проявления

Дебилизм — заболевание центральной нервной системы, которое заключается в снижении уровня интеллектуальных способностей. Это легкая форма олигофрении (умственной отсталости). Существует большое количество причин, по которым развивается этот недуг. Самыми основными является генетический фактор и беременность, которая тяжело протекала у матери. Благодаря правильному и комплексному лечению (с помощью медикаментов, профессиональной помощи психологов, логопедов и педагогов) можно сгладить проявления этой болезни.

    Дебилизм: описание заболевания

    Дебилизм — легкая степень олигофрении. Этот вид патологии является наиболее распространенным у людей (около 75%). Наряду с термином «дебильность» в медицине и психологии применяются такие названия, как «легкая олигофрения» и «умственная субнормальность ».

    Главной причиной возникновения этого заболевания является наследственная предрасположенность. К причинам развития болезни относится относятся инфекционные заболевания (краснуха, корь, цитомегалия, сифилис), резус-конфликт и гипоксия плода. Курение, употребление спиртных напитков и наркотических веществ влияют на появление этого недуга у ребенка. Дебилизм может возникнуть из-за травмы при родах, асфиксии новорожденного, заболеваний, которыми переболел ребенок в детском возрасте (энцефалит, менингит), и черепно-мозговых травм.

    Основные клинические проявления

    При этой стадии недуга больные способны к обучению по специальной программе вспомогательных школ. Они могут овладеть определенными трудовыми навыками. Эта форма умственной отсталости характеризуется тем, что дети владеют хорошим развитием речи. Основными симптомами этой болезни является:

    • наглядно-образный тип мыслительной деятельности;
    • невозможность построения сложных понятий и умозаключений;
    • недоразвитие волевых качеств;
    • внушаемость и отсутствие инициативности;
    • трудности в улавливании связей между предметами и событиями.

    У них развита механическая память. Основным признаком заболевания является нарушения абстрактного мышления и преобладают конкретные суждения. Переход от простых, конкретных к более сложным, отвлеченным обобщениям происходит с трудом.

    В процессе обучения у таких больных наблюдается отсутствие инициативности и самостоятельности. Дети отличаются медлительностью и пассивностью. Основной трудностью для дебилов является то, что они в процессе решения задач используют схему-шаблон и им трудно изменить привычный ход решения и мышления.

    Эмоционально-волевая и личность пациента страдает в меньшей степени, чем при имбецильности. У таких детей отмечаются трудность в самообладании и способности подавлять свои влечения. Они мало обдумывают свои поступки, присутствует импульсивность в поведении и повышенный уровень внушаемости.

    При дебильности отмечается более высокий уровень и темп психического развития, чем при других формах умственной отсталости. Отставание психического развития имеет наиболее выраженную форму в раннем детстве. С возрастом умственное недоразвитие становится менее заметным.

    Эта форма заболевания имеет внешние проявления. У таких пациентов наблюдается дебильное лицо. У пациентов, которые страдают олигофренией лицо выглядит с некоторыми аномалиями. Эти аномалии отличаются своей выраженностью в зависимости от стадии недуга.

    Степени, типы и формы недуга

    В зависимости от степени недоразвития интеллектуальных и психических способностей дебильность классифицируется как легкая, умеренно выраженная и тяжелая.

    Стадия Признаки
    Легкая IQ: 65-69. Владение навыками самообслуживания, рабочей специальностью и школьной программой. Отмечаются трудности в принятии решений
    Умеренно выраженная IQ: 60-64. Бытовые навыки приобретаются не в полном объеме. Действия выполняются механическим образом
    Тяжелая IQ: 50-59. Маленький словарный запас, бытовые навыки приобретаются с трудом. Больные легко попадают под чужое влияние

    Выделяют три типа дебильности в зависимости от выраженности волевых нарушений: гиподинамический, гипердинамический и простой тип.

    Тип Характеристика
    Гиподинамический Заторможенность психических процессов
    Гипердинамический Двигательная активность и расторможенность психических процессов
    Простой Незначительные нарушения эмоционально-волевой сферы

    В зависимости от тяжести эмоциональных и интеллектуальных нарушений выделяют четыре формы дебильности: стеническую, астеническую, атоническую и дисфорическую.

    Форма Характеристика
    Стеническая Хороший уровень адаптации. Отмечается недоразвитие памяти
    Астеническая Быстро нарастает усталость. Наблюдается эмоциональная лабильность, сужен объем внимания. В некоторых случаях наблюдаются расстройства речи, мелкой моторики и мышления
    Атоническая Безразличие, резкая смена активности. Отмечается обеднение эмоций, суженность интересов, дурашливость и многоречивость
    Дисфорическая Постоянно вступают в конфликты. Наблюдается агрессивность. Отмечаются трудности в обучении и общении в коллективе

    Диагностика

    Диагноз «дебильность» устанавливается в большинстве случаев тогда, когда ребенок начинает учиться в школе. Чтобы поставить верный диагноз, рекомендуется провести обследование у невролога, психиатра и психолога. Если у ребенка отмечаются нарушения речи, то надо обратиться к логопеду.

    Для установления диагноза рекомендуется осуществить исследование психодиагностическими методиками (например, тест Векслера). При неврологическом обследовании в большинстве случаев отмечается недостаточно выразительная мимика и ограничение мелких движений. Пациентам рекомендуется провести электроэнцефалографию, эхо- и реоэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию.

    Для правильного установления диагноза нужно провести дифференциальную диагностику. Нужно исключить наличие пограничной умственной отсталости, которая возникла по причине задержки нервно-психического развития. Дебильность надо отличать от снижения интеллектуальных способностей, которые развиваются на фоне эпилепсии и шизофрении в детском возрасте.

    Лечение

    Лечение этого недуга осуществляется при помощи лекарственных препаратов, которые используются в зависимости от обнаруженных симптомов. Применяются противосудорожные медикаменты, ноотропы и психотропные препараты. Лекарства используются при повышенной или чрезмерно пониженной активности.

    Рекомендуется осуществлять комплексное лечение с помощью профессиональной помощи психологов, педагогов и логопедов. Такой способ лечения повышает его эффективность. Комплексная терапия осуществляется с целью коррекции нарушений поведения и для лучшего обучения ребенка. С помощью логопеда можно устранить нарушения речи.

    Фото Array

    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
    Загрузка...
    Аватар
    Лаврова Ирина Александровна/ автор статьи

    Эксперт медицинского ресурса: EtaMedicina.ru
    Профессиональный медицинский стаж: 15 лет

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Информационный ресурс о заболеваниях, причинах, диагностике и методах лечения